Главная // Аналитика, мнения, обзоры // Повышение энергоэффективности в теплоснабжении. Все происходит не так быстро как хотелось бы. Почему?

Основные потери энергии и средств, которые мы пока себе позволяем, наблюдаются в теплоснабжении. И вопросов, и предложений, и технических решений в этой сфере великое множество. Тем не менее, трубы теплотрасс продолжают обогревать атмосферу и грунт, топливо зачастую пережигается по-напрасну в котлах, теплообменники в силу своей ветхости не передают тепла. Что, как и почему? Мы обратились с единственным вопросом к директору по проектному финансированию ООО «Сберэнергодевелопмент», авторитетному специалисту в сфере институциональных решений при модернизации и повышения энергетической эффективности инфраструктурных отраслей в РФ, Усиевичу Владимиру Александровичу.

Повышение энергоэффективности в теплоснабжении. Все происходит не так быстро как хотелось бы. Почему?

Владимир Александрович! Так почему же повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и теплопотреблении идет так медленно?

Повышение энергетической эффективности теплоснабжающей компании по всей технологической цепочке позволяет снизить выработку тепла, а следовательно и потребление природного газа, при том же объеме доводимого до потребителя тепла. Однако реализация мероприятий по повышению энегетической эффективности в производстве и транспорте тепла требует значительных инвестиций со сроками окупаемости существенно выше, чем в других отраслях экономики, что характерно для инфраструктурных отраслей. Через амортизационные отчисления это приводит к росту удельных затрат (а следовательно и тарифа) на доставку единицы тепла потребителям, которые не всегда и не в полной мере компенсируются снижением переменной составляющей затрат.В результате реконструкция и модернизация системы теплоснабжения с использованием современных энергоэффективных технических и технологических решений влечет за собой рост постоянной составляющей затрат, не зависящей от объемов производства и реализации тепла. Это является ключевым обстоятельством, сдерживающим участие производителя тепла в его экономии у потребителя в условиях, когда регулирующий орган не компенсирует потерю дохода, возникающую при снижении объемов реализации тепла.

Не следует также забывать, что у экономии тепла на стороне потребителей есть и оборотная сторона медали, так как снижение объема продаж тепла должно приводить к росту тарифа на величину тех самых постоянных затрат у производителя тепла. Ведь тариф есть отношение суммы затрат на производство и доставку тепла потребителям к количеству тепла, потребленного конечными потребителями. При уменьшении объема продаж производитель снижает свои издержки только на величину переменных затрат, прежде всего, топлива. Поэтому тариф должен расти, чтобы дать возможность производителю тепла покрыть постоянные издержки. Однако тарифное регулирование в настоящее время исходит не из экономически обоснованных затрат, а предельных уровней роста тарифа, устанавливаемых ФСТ ежегодно для каждого региона. Предельные уровни проста тарифа далеко не в полной мере согласованы с реальным ростом издержек и фактической инфляцией. Поэтому при сложившейся практике тарифного регулирования экономия тепла у потребителя будет приводить к постоянно нарастающей величине затрат, которые не будут компенсированы производителю тепла.

На самом деле все обстоит еще хуже. Если при экономии тепла на отопление можно говорить в среднем о снижении его расхода за счет установки автоматизированных узлов учета, а также замены старых окон на современные энергоэффективные стеклопакеты (в порядке частной инициативы) не более, чем на 10-15% (без учета капитального ремонта с применением вентилируемых фасадов, который проводится на весьма ограниченном объеме многоквартирных домов), то установка поквартирных расходомеров на горячее водоснабжение влечет за собой снижение объема ее потребления на 30-50%. При этом ситуация усугубляется тем, что по действующему законодательству оплата за горячее водоснабжение ведется не по количеству тепла, потребленного на нагрев холодной воды, а по объему потребленной горячей воды, условно пересчитанной в гига-калории, что и без снижения объема ее потребления влечет за собой финансовые потери для теплоснабжающей организации.

Из описанной выше ситуации очевидно, что производитель тепла не имеет реальных экономических стимулов к повышению эффективности конечного использования тепловой энергии у потребителей. Именно поэтому энергосервис для потребителя и не находит должного интереса у теплоснабжающей компании. Однако предварительные изыскания в ОАО «МОЭК» доказывают, что при наличии определенных технических условий, комплексная и взаимоувязанная реализация энергосберегающих мероприятий у производителя и потребителей тепла позволяет достичь аналогичного эффекта экономии тепла у потребителей при снижении совокупных затрат приблизительно в 1,5-2 раза по сравнению с раздельной реализацией мероприятий у потребителей и производителя, что не приводит к возникновению синергетического эффекта.

Более того, анализ статистики теплопотребления в домах после капитального ремонта показывает, что в ряде случаев не только не достигается желаемого снижения потребления тепла на отопление, но и наблюдается его рост. Основная причина этого в том, что устанавливаемая в домах автоматика требует высокой квалификации не только персонала компаний, занимающегося ее установокой и наладкой, но и персонала, обслуживающего ее. К сожалению, далеко не все ТСЖ и управляющие компании располагают специалистами, обладающими должной квалификацией и, что немаловажно, организиванностью и производственной дисциплиной. Этот недостаток мог бы быть устранен при использовании на данных работах подготовленного персонала ОАО «МОЭК», если компании будет экономически заинтересована в заключении энергосервисных контрактов.

Выход из создавшейтся ситуации только один – совершенствование тарифного регулирования в сторону разрыва зависимости финансового результата деятельноти теплоснабжающей компании от объема реализованного тепла . В качестве первых шагов можно предложить следующее:

a) вынести затраты теплоснабжающей компнии, необходимых для реализации заключенных ею энергосервисных контрактов с потребителями, за пределы устанавливаемых ФСТ предельных уровней роста тарифов;

b) дать возможность теплоснабжающей компании получать доход на инвестированный в энергосервисные контракты капитал;

c) компенсировать теплоснабжающей компании постоянную составляющую затрат на зафиксированную в ходе реализации энергосервисных контрактов экономию тепла.

Именно таким путем весьма эффективно развивалось регулирование электро- и газоснабжающих компаний США, функционировавших как естественные вертикально интегрированные монополии до начала реализации программы дерегулирования отрасли с выделением генерации и реализации электроэнергии как конкурирующих бизнесов и оставлением в регулируемой зоне только транспорта и распределения электроэнергии. В результате подобного регулирования (в совокупности с другими методами) экономика США стала в 2-3 раза более энергоэффекитвной после нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов.

Кроме того, важно синхронизировать городские планы капитального ремонта многоквартирных домов и установки в них автоматических узлов управления с планами модернизации ЦТП, обслуживающих эти дома. До настоящего времени тепло, сэкономленное вследствие повышения удельного сопротивления ограждающих конструкций многоквартирных домов в ходе реализации капитальных ремонтов, зачастую перетекает в соседние дома, обслуживаемые от того же ЦТП. В результате в одном месте тепло экономится, а в другом перерасходуется. Этого можно избежать за счет синхронизации и лучшей продуманности применяемых технических решений.

Портал-энерго

Системы учета

Альтернативные источники энергии

Энергосберегающие лампы

Энергосбережение для дома