Главная // Энергосбережение в строительстве

Руководителям cтроительных и проектных организаций


Уважаемые коллеги! 23 ноября 2009 года вступил в действие Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» № 261-ФЗ (далее по тексту «ФЗ 261»).

Данный закон установил необходимость учета требований по энергосбережению и энергоэффективности (далее по тексту «ЭС и ЭЭ») при проектировании, постройке, реконструкции и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений. В частности, в соответствии с п.6 ст.11 ФЗ 261 не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Также ФЗ 261 были внесены изменения в Градостроительный Кодекс, устанавливающие обязанность и порядок включения информации по ЭС и ЭЭ в состав проектной документации и учет требований по ЭС и ЭЭ в процессе строительства и сдачи объекта.
Таким образом, для проектной или строительной организации заключение договора генерального подряда возможно только при условии проведения энергетического обследования.
Основным документом, содержащим информацию по ЭС и ЭЭ, является энергетический паспорт (проекта или здания, строения, сооружения).

В соответствии с ФЗ 261 энергетический паспорт составляется в результате проведения специальной процедуры – энергетического обследования. Проводить энергетическое обследование имеют право только организации, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее по тексту «СРО ЭО»). Статус СРО ЭО будут иметь основанные на членстве некоммерческие партнерства, внесенные в специальный реестр Минэнерго РФ.

 Федеральный закон 261 обязывает все государственные организации и крупные промышленные предприятия пройти энергетическое обследование. Для решения этой задачи национального масштаба потребуются усилия большого числа компаний, членов СРО ЭО, открывая для них дополнительные возможности по увеличению финансовых оборотов.

Административная ответственность за осуществление проектировочных и строительных работ с нарушением требований 261 ФЗ начинается с 24.05.2010 года и будет определяться п.3 ст. 9.16 КоАП РФ. Размер административного штрафа: для должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - от 500 до 600 тысяч рублей.

В отношении субподрядчика, действующего сегодня без допуска, важно понимать и то, что с 1 января 2010 года такие работы могут быть приравнены налоговыми органами к незаконной предпринимательской деятельности и весь доход, полученный от работы без допуска, подлежит в этом случае изъятию в пользу государства (статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»). В отдельных случаях этой же статьей предусмотрена и уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет.

В адрес генподрядчика законными претензиями будут в таком случае «экономически необоснованные расходы», то есть из его прибыли вычтут эти расходы, начислят налог на прибыль, выпишут штраф и так далее. В плане правовых последствий следует учесть и возможность применения статьи 173 ГК РФ, в соответствии с которой договоры, заключенные лицами, не имеющими допуска к работам, могут быть признаны недействительными, что повлечет за собой конфискацию полученных по договору денежных средств и результатов работ в доход государства. Последнее относится в равной степени и к генподрядчику, и к субподрядчику.

Системы учета

Альтернативные источники энергии

Энергосберегающие лампы

Энергосбережение для дома